?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



                                                              (XIV) Ясность ясеневая, зоркость яворовая

                                                               Чуть-чуть красная мчится в свой дом,

                                                               Как бы обмороками затоваривая

                                                               Оба неба с их тусклым огнем.

 

            Ясень и явор – это деревья. То есть, Мандельштам возвращается к образности III-ей строфы, где изображались аэропланы с деревянными деталями корпуса и V-ой строфы, в которой описывалось падение аэроплана на землю. По-видимому, и в комментируемой строфе речь идет о том, как подбитый аэроплан «мчится» к земле, к месту, где его изготовили («в свой дом»), «чуть-чуть» красный от стыда за то, что был использован в военных целях. «Обмороками» (смертями) «затовариваются» (опять слово из коммерческого лексикона) «оба неба», читай – и земля, и небо, в котором теперь тоже идет война («с их тусклым огнем»). «Тусклый огонь» здесь – символ тлеющего огня войны, всегда готового разгореться в яркое пламя (о губительном свете см. в VII и VIII фрагментах).

 

                                                               (XV) Нам союзно лишь то, что избыточно,

                                                               Впереди не провал, а промер,

                                                               И бороться за воздух прожиточный –

                                                               Эта слава другим не в пример.

 

            Эта строфа – самая «советская», обращенная в сиюминутность, в стихотворении, сигналом чего является уже слово «союзно» в первой ее строке. Как кажется, имеется в виду борьба Советского Союза против войны – за «воздух прожиточный», за «мирное небо над головой». В этом небе будут летать не военные бомбардировщики и истребители, а самолеты, перевозящие мирных пассажиров, пусть даже это будет избыточной роскошью в сравнении, например, с железнодорожным передвижением. Миролюбивая политика Советского Союза достойна прославления в сравнении с вынашиванием планов военной агрессии другими государствами (последняя строка строфы), и только она способна превратить маячащий у человечества впереди «провал» («воздушную яму», «воздушную могилу») в «промер» – четко просчитанный путь (вторая строка строфы).

 

                                                               (XVI) И сознанье свое затоваривая

                                                               Полуобморочным бытием,

                                                               Я ль без выбора пью это варево,

                                                               Свою голову ем под огнем?

 

            От разговора о выборе целой страны Мандельштам переходит к разговору о личном выборе конкретного человека. У него теперь появилась возможность не жить в вечном страхе ожидания войны и не губить свой драгоценный интеллект (мозг, «голову») в окопах (или в размышлениях над созданием нового оружия). Строфа завершает страшную тему голода на войне, начатую еще в зачине «Стихов о неизвестном солдате».

 

                                                               (XVII) Для чего ж заготовлена тара

                                                               Обаянья в пространстве пустом,

                                                               Если белые звезды обратно

                                                               Чуть-чуть красные мчатся в свой дом?

 

                                                               Чуешь, мачеха звездного табора,

                                                               Ночь, – что будет сейчас и потом?

 

            Для того ли небо было создано таким прекрасным и мирным, чтобы стать еще одной ареной войны, чтобы с него падали на землю, там же и изготовленные самолеты (и бомбы?) Хоть ты, темная ночь, не мать, но мачеха испускающих яркий губительный свет звезд, подобно гадающей цыганке, ответь: что ждет человечество в ближайшем и отдаленном будущем?

 

                                                               (XVIII) Напрягаются кровью аорты,

                                                               И звучит по рядам шепотком:

                                                               – Я рожден в девяносто четвертом…

                                                               – Я рожден в девяносто втором…

                                                               И, в кулак зажимая истертый

                                                               Год рожденья, с гурьбой и гуртом

                                                               Я шепчу обескровленным ртом:

                                                               – Я рожден в ночь с второго на третье

                                                               Января в девяносто одном

                                                               Ненадежном году, и столетья

                                                               Окружают меня огнем.              

 

            Как и итоговый вариант «Высокой болезни» Бориса Пастернака, страшно темное стихотворение Мандельштама завершается чрезвычайно внятным, прозрачным фрагментом. «Я» утрачивает индивидуальные черты, перестает быть поэтом и вливается в ряды призывников на грядущей мировой войне.

 

            Хотелось бы упредить два почти неизбежных упрека, из многих, которые могут возникнуть после прочтения этой заметки.

Первый: в ней не прослежен сюжет «Стихов о неизвестном солдате», а, в лучшем случае, лишь вязка мотивов мандельштамовского текста. Соглашусь, но с одной оговоркой: на мой взгляд, сквозного сюжета в стихотворении и нет, а представляет оно собой именно что хаотическое развертывание нескольких, часто обрывающихся, мотивов.

Второй упрек: очень многие образы всё равно остаются неясными. С этим соглашусь тоже, но со второй оговоркой: задача моего быстрого чтения состояла не в попытке прояснения всех образов стихотворения, а в стремлении прочитать текст на одном дыхании, охватить его единым взглядом. Если это мне хоть в какой-то степени удалось, буду считать свою задачу выполненной.



Comments

( 19 comments — Leave a comment )
flying_bear
Oct. 22nd, 2012 10:33 am (UTC)
Спасибо! Крайне интересно.

Строчка "Океан без окна, вещество" повторяется в стихотворении дважды. И вообще, кажется, крайне существенна. И никак не прокомментирована. Что-то можно сказать?
alik_manov
Oct. 22nd, 2012 10:51 am (UTC)
небо (воздушный океан) и небо в землянках. поэтому и "без окна" (в отличие от обыкновенного дома)
gul_chataj
Oct. 22nd, 2012 03:48 pm (UTC)
Попробуйте все-таки взглянуть на метафору "океан без окна, вещество" вместе со словом "вещество".
Эта метафора (мне, во всяком случае) говорит "в лоб" о том, что безграничность, лишенная своей запредельности, - всего лишь вещество. "Окно" для океана - это что-то вроде возможности увидеть "из-за" или "за".

Это перифраз Ницше. Пейзажи с исчислимыми деталями, где золотые созвездия - это "жиры" пустых небес и т.п.
В этом смысле - "я" должен совладать с пустыми и вещественными небесами, где все - только исчисленное вещество (десятично-означенный эфир и т.п.). Отчет за Лермонтова Михаила необходим, но он будет дан ласточке хилой, разучившейся летать ("в веществе", так сказать).

И функция поэта, о которой идет речь ближе к финалу, дальше, - вполне ницшеанская. "Трагическое преодоление" нулей и вещества, етс. - в чепчик счастья.

Вообщем, я к тому, что антитезу вещественности и исчисленности составляет поэт. Но, конечно, уже не Лермонтов. И т.п.

Edited at 2012-10-22 03:53 pm (UTC)
alik_manov
Oct. 22nd, 2012 04:06 pm (UTC)
спасибо, очень интересно, но, вот, я старался в этой заметке СПЕЦИАЛЬНО обойтись без подтекстов, потому что их и так уже наворочено выше крыши. Лермонтов - только потому что прямо упоминается в СОНС
ptiuch
Oct. 22nd, 2012 01:39 pm (UTC)
Спасибо, мне было очень интересно читать, и я очтавила у себя в избранном, чтобы еще раз перечитать попозже. Так что, еще раз спасибо...
alik_manov
Oct. 22nd, 2012 01:40 pm (UTC)
И Вам.
michk
Oct. 22nd, 2012 02:32 pm (UTC)
Большое спасибо, очень интересно!

Один вопрос - про Советский союз. Почему Вы решили, что имеется в виду борьба Советского Союза против войны?
alik_manov
Oct. 22nd, 2012 04:04 pm (UTC)
потому что очень много советских сигналов - "союзно", "воздух прожиточный", "слава" - всё это в контексте 1937 года читается вполне определённо
ljreader2
Oct. 22nd, 2012 02:42 pm (UTC)
Очень убедительно. Но мне кажется значение авиационной темы несколько преувеличено.

"Цитата из «Демона» ассоциативно притягивает в стихотворение упоминание о Лермонтове – поэте и воине, за судьбу которого автор (тоже поэт) готов дать «строгий отчет» читателю (или Богу на Страшном Суде?) Здесь впервые (6 строфа) в «Стихах о неизвестном солдате» намечается собственное местоположение Мандельштама относительно участников всех прошлых и будущих войн."

По-моему,впервые сам О.М. появляется уже в 5 строфе,ведь "ласточка хилая" - это его личная метафора поэтического творчества, и речь идет о его местоположении среди поэтов.
А "строгий отчет" он собитается держать перед Пушкиным,так как "воздушная яма влечет" и "аравийское месиво, крошево" - это парафраз из "Пира во время чумы":
"Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю, И в разъяренном океане, Средь грозных волн и бурной тьмы, И в аравийском урагане"
alik_manov
Oct. 22nd, 2012 04:03 pm (UTC)
Спасибо большое, как всегда оч. интересно! А до Вас книжка НАША С ВАМИ дошла?
ljreader2
Oct. 22nd, 2012 04:33 pm (UTC)
Sure!It is available at Fine Book Stores EVERYWHERE.
Спасибо Вам огромное!
alik_manov
Oct. 22nd, 2012 05:13 pm (UTC)
Это Вам спасибо!
moro
Oct. 22nd, 2012 06:17 pm (UTC)
Большое спасибо,
как Вы считаете, почему "чуть-чуть" красные?
alik_manov
Oct. 22nd, 2012 06:51 pm (UTC)
от стыда, по-моему (впрочем это А. А. Морозов придумал). Почему - "чуть-чуть" - это из тех мелочей, хотя и важных (котоых в тексте много), которые я (пока, во всяком случае) объяснить не могу.
(Anonymous)
Oct. 26th, 2012 04:33 pm (UTC)
Спасибо, очень интересный разбор!

О второй половине XII строфы есть соображение (может быть, уже кем-то высказанное?), что там отсылка не к живописи, а к «Ладомиру» Хлебникова: «Вам войны оторвали ноги — / В Сибири много костылей» etc. Не поэтому ли в конце строфы появляется «шар земной»?
alik_manov
Nov. 20th, 2012 03:07 am (UTC)
да, очень похоже на то (не помню, чтобы это кто-нибудь замечал), ноя старался в данном случае подтексты свести к минимуму.
a_xuili
Jan. 10th, 2013 08:07 pm (UTC)
с Днем рождения!
volud
Jan. 11th, 2013 08:28 am (UTC)
С днём рождения!
ermenegilda
Feb. 18th, 2013 06:37 am (UTC)
Только сейчас прочла этот пост. Замечательно!
У меня с "воздух прожиточный" всегда была другая ассоциация. Что здесь предчувствие экологической катастрофы, когда воздух, пригодный для дыхания ("без закисей, окисей и перекисей" (с)), станет дорогим товаром.
Но это, конечно, ассоциация из последующей эпохи. В 30-е разговоров об экологической катастрофе еще не было. Наоборот, пролетарские поэты воспевали даже заводы, а дым из заводских труб.
( 19 comments — Leave a comment )

Latest Month

March 2016
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner